По данным «ПортНьюс», Росморречфлот согласовал компании «Коулстар» Эдуарда Худайнатова декларации о намерениях инвестирования в строительство новых угольных терминалов на Дальнем Востоке. Речь идет о проекте в поселке Врангеля (порт Восточный) и бухте Безымянная (в морском порту Владивосток). Суммарный прирост мощностей может составить 42 млн тонн. Эксперты полагают, что новые проекты столкнутся с дефицитом провозной способности железной дороги на Восточном полигоне, которая остро ощущается уже сейчас.
Декларации о намерениях инвестирования в строительство угольного терминала в районе Восточного порта и строительство угольного и нефтяного терминалов в бухте Безымянная согласованы Росморречфлотом, сообщили «ПортНьюс» в ФГУП «Росморпорт». Построить новый угольный терминал предлагается Восточном порту (Приморский край, город Находка, поселок Врангель, бухта Врангеля, устье реки Хмыловка), прирост мощности – 17 млн тонн угля в год. Это проект ООО «Морской Терминал Коулстар» (принадлежит угольной компании «Коулстар», 75,1% в которой у бывшего гендиректора «Роснефти» Эдуарда Худайнатова). По данным «Росморпорта», сейчас идет подготовка к проектированию. В «Коулстар» «ПортНьюс» оперативно не прокомментировали стадию реализации.
Второй проект касается угольного и нефтяного терминалов в морском порту Владивосток (Приморский край, город Фокино, поселок Дунай, бухта Безымянная), которые реализует ООО «Морской порт Аврора» (также на 100% принадлежит «Коулстар»). Пропускная способность порта составит 35 млн тонн в год, в том числе 25 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти.
«Коулстар» имеет лицензии на разведку и добычу каменного угля в границах участков «Майрыхский» и «Бейский-Западный» Бейского каменноугольного месторождения (Республика Хакасия) и участка «Богатырь» Горловского угольного бассейна (Новосибирская область). В списке зарубежных направлений страны Восточной и Южной Европы, Китай, Южная Корея, Япония, Турция.
По данным «ПортНьюс», сейчас уголь «Коулстар» везут через терминалы в Восточном порту, Усть-Луге, Тамани, Туапсе и Темрюке. Увеличение спроса на уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона привело к развитию портовых проектов на Дальнем Востоке, отмечают аналитики САА. Впрочем, подчеркивают специалисты, созданию новых угольных терминалов препятствует дефицит провозной способности железной дороги на Восточном полигоне. Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), мировой спрос на уголь в 2021 году вырастет на 6% до 7,9 млрд тонн после падения привлекательности европейских поставок в 2019-2020 годах. Однако это увеличение не превысит рекордных уровней, достигнутых в 2013 и 2014 годах. Тем не менее, полагают в МЭА, общий спрос на уголь может достичь новых рекордных максимумов уже в 2022 году и оставаться на этом уровне в течение следующих двух лет. По оценкам агентства, к 2024 году спрос выйдет на плато на уровне 8,03 млрд тонн.
Крупнейшие угольные терминалы в России принадлежат угольным компаниям, при этом 10 терминалов осуществляют около 70% перевалки, отмечают в «Морстройтехнологии». Среди них – АО «Восточный порт» и АО «Ростерминалуголь» УГМК, АО «Дальтрансуголь» и АО «Мурманский МТП» СУЭКа, АО «Находкинский МТП» ЕВРАЗа, ООО «Угольный Морской порт Шахтерск» Восточной Горнорудной Компании. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в 2020 году вырос на 4,6% и составил 223,2 млн тонн, из них объем перевалки сухих грузов составил 146,8 млн тонн (+8,5%), наливных грузов – 76,4 млн тонн (-2,3%).
С 2019 года по 2021 год мощность портов РФ по перевалке угля выросла на 31% с 250 до 327 млн тонн. При этом фактическая погрузка в адрес портов РФ по сети РЖД по итогам 2019 году составила 159 млн тонн угля, а в 2021 году по прогнозам достигнет 190 млн тонн (+18%). Таким образом, текущий профицит портовых мощностей России по перевалке угля составляет 137 млн тонн. Как сообщал ранее «ПортНьюс», при отсутствии достаточных железнодорожных мощностей, новые морские угольные терминалы в России, будут с трудом выходить на окупаемость. Кроме этого, их появление отрицательно скажется на экономике действующих угольных портов. Объем перевалки угля в портах ДВФО (только порты юга ДВФО, без учета арктических) в 2020 году составил 107 млн тонн, отмечает заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. Прирост перевалки за три квартала 2021 года составляет около 1,5%, добавляет он. Крупнейшие по перевалке порты – Восточный (36,9 млн тонн в 2020 году) и Ванино (28,4 млн тонн). При этом в Ванино перевалка в 20212 году растет (+12%), а в Восточном – снижается (-9%).
«Сроки строительства нового порта и ввода его в эксплуатацию обычно быстрее сроков развития железнодорожных подходов к нему как на ближних, так и на дальних подступах. Так, сроки реализации крупных железнодорожных комплексных проектов, как правило, составляют не менее 5 лет. Порты строятся за 2-3 года. При этом планы завершения строительства портов и железнодорожной инфраструктуры должны быть синхронизированы. Однако по разным причинам сроки реализации некоторых проектов на железной дороге могут отставать от темпов развития портов: строить или модернизировать загруженную протяженную линейную инфраструктуру, которая должна продолжать вывозить грузы, сложнее создания локального объекта. Одним из способов решения проблемы может стать заключение долгосрочных контрактов ship-or-pay с взаимными обязательствами сторон. Однако, данная практика нарушает существующий принцип недискриминационного доступа к инфраструктуре и может реализовываться только в рамках ГЧП», – заключает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов.