Люди и судьбы. Мария Георгиевна Попова (Лехтянская). Часть II

Афиша

(Продолжение. Начало 05.03.2018 г.)

7 марта 1960 г. Марии Георгиевне было присвоено звание Героя Социалистического труда. Начальником порта тогда был Казарян Степан Погосович (1954—1962). Сам день, когда стало известно о награде, остался в памяти навсегда. В обеденный перерыв по телефону Марии (тогда еще не привыкшей к тому, что величают по отчеству) из управления порта сообщили, что она стала Героем Социалистического труда. Управление порта отправило в Москву список рабочих, которых рекомендовали наградить Орденами Ленина за трудовые заслуги. Но там «наверху», подробно ознакомившись с успехами скромной крановщицы, решили представить Попову к званию Героя. Первая реакция Марии Георгиевны на такое известие – слезы и вопрос: как я теперь буду жить? И до 1960-го года ее жизнь нельзя было назвать простой. А тут привычный уклад встал с ног на голову: отовсюду начали поступать письма с восхищением и поддержкой, с просьбами и наказами. Стали звать на выступления перед трудовыми, творческими, ученическими коллективами. Один за другим со всей страны и из-за рубежа потянулись в Находку корреспонденты, журналисты и просто любопытствующие. А ведь она никуда не увольнялась и полномочия депутата краевого Совета с себя не складывала. Дома муж и двое маленьких сыновей. Откуда на все взять время и силы?

В 1961 г. Городская партийная организация делегировала М.Г. Попову на XXII съезд КПСС. Но выдвижение в кандидаты делегатов съездов не влечет за собой увеличение заработной платы или каких-либо дополнительных благ. А жили бедно, как все. Заработка крановщицы и начальника грузового причала едва хватало на четверых. Ни о каких излишествах и речи не шло. Помогала мама Марии Георгиевны Варвара Власовна. Чтобы хоть как-то приодеть дочь для поездок в Москву (а бывало так, что в столицу нужно было ездить каждый месяц), Варвара Власовна на приусадебном участке разводила цветы для продажи. Как-то раз один «доброхот» интеллигентного вида при шляпе, остановившись у изгороди, за которой над цветами колдовала Варвара Власовна, начал увещевать женщину – как мол, вы мама такого заслуженного человека, Героя Социалистического труда и занимаетесь спекуляцией, продавая цветы на рынке. Надо ли кому-то сегодня объяснять, что вырастить в муссонном Приморском климате цветы – дело трудоемкое и затратное? Да и стоит ли оправдываться перед людьми, видевшими лишь внешнюю сторону жизни? А было таких немало на жизненном пути Марии Георгиевны. Словом, после того, как она из обычной пусть даже и очень хорошей крановщицы стала Героем Соцтруда, отношение к ней окружающих кардинально изменилась. Кто-то откровенно завидовал, кто-то искренне радовался. Сама же Мария Георгиевна описывает тот свой период в жизни 1960-х годов так – «Мне было не просто сложно, а очень сложно». С одной стороны страшно – а вдруг не смогу удержать ту высокую планку, которую мне доверили люди, с другой – а кто будет нести эту ношу, если не я?

Люди и судьбы. Мария Георгиевна Попова (Лехтянская). Часть II

Начальником Торгового порта в 1962-1970 гг. был Островский Юрий Иванович. Под его руководством 28 июля 1966 г. порт был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. В порту тогда вокруг имени Поповой роился сонм завистников со своими домыслами – со стороны всегда чужой успех кажется легким. Был момент, когда Мария Георгиевна хотела вернуть все свои награды, отказаться от общественной работы и жить спокойно, как все. В тот сложный момент ей очень помог Островский Юрий Иванович. Он созвал собрание для коллектива и очень доходчиво объяснил, насколько сложна и часто неблагодарна, ноша, которую взвалила на себя Мария Георгиевна. Большинство приняли услышанное. С Островским у Поповой сложились замечательные искренние отношения. Юрий Иванович после работы в порту был переведен на остров Свободы, где в дружественной социалистической стране помогал поднимать экономику Кубы. Мария Георгиевна не только поддерживала переписку, но даже смогла посетить остров и погостить в Гаване у бывшего начальника.

Люди и судьбы. Мария Георгиевна Попова (Лехтянская). Часть II

На XXIV съезде ее избрали членом Центрального Комитета КПСС. Мария Георгиевна, на совесть выполняла общественную работу, одновременно продолжала трудиться на кране. Регулярно летала в Москву на партийные съезды, решала проблемы, с которыми к ней обращались люди со всего Союза. А дома оставались мальчишки, которые научились жить самостоятельно. И готовили, и стирали, и хозяйством занимались.

Поражает насколько в 1970-е гг. доступно было для простых граждан прийти и постучаться в дверь к депутату. Порой доходило до смешного. Мария Георгиевна вспоминает случай, когда к ним в дом постучался совершенно незнакомый человек. Он отчего-то решил, что ему достаточно сказать, что он в курсе кто такая Мария Георгиевна и ему тут же дадут взаймы денег. Когда не получилось одолжить, мужчина разоткровенничался. Оказалось, что он поспорил со своими знакомыми, что мол, Герои Соцтруда живут безбедно и что только внешне дом Поповых такой же как у всех, а внутри – хоромы царские. Пришлось разочаровать незнакомца. После короткой экскурсии по скромной квартире, проситель заявил, что он проиграл в споре ящик коньяка. Мария Георгиевна лишь пошутила – меня зови, когда проставляться будешь.

Муж Павел Александрович, уйдя из порта, устроился в рыболовецкий колхоз, что существенно помогло поправить финансовое положение семьи. Именно работа в море, а не депутатский мандат Марии Георгиевны (как уверяли злопыхатели), укрепил семейный бюджет. Только тогда удалось купить автомобиль, обзавестись новой мебелью. Правда, пересудов о том, что все это богатство Поповой от госказны досталось за ее депутатство – было более чем достаточно. Но на тот момент Мария Георгиевна уже стала более философски относиться ко всякого рода сплетням: пусть говорят, я живу так, как считаю нужным.

Делегаты-дальневосточники ехали на съезд, запасаясь пачками фотографий известных людей, чтобы при случае попросить артиста, врача, космонавта поставить автограф для своих избирателей, знакомых, коллег. Известные же люди, сами будучи делегатами, как правило не отказывали просившим. Так, у Марии Георгиевны появилось много памятных снимков. Одна из них – фотография Германа Титова. Герман Сергеевич, правда, уже был несколько утомлен подобным внимание, но Мария Георгиевна не из тех, кто отступает. В качестве аргумента было упоминание о молодом строящемся городе Находка, в котором живут люди, уважающие героя летчика-космонавта.

Люди и судьбы. Мария Георгиевна Попова (Лехтянская). Часть II

(Окончание следует)

Материал для публикации подготовлен главным хранителем фондов Доброгорской И.Л. и специалистом по учету музейных предметов Черыковой О.В.

Источник

Присоединяйтесь к нам
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
✔️ Новости Находки