Люди и судьбы. Мария Георгиевна Попова (Лехтянская). Часть III.

Афиша

(Окончание. Продолжение 05.03.2018 г.)

К Марии Георгиевне нередко наведывались гости со всей страны. В первую очередь хотели убедиться: правда ли депутат ЦК КПСС работает на кране, а во – вторую – интересно в каких условиях живет Герой труда. Начальники порта не раз предлагал Марии Георгиевне проехать к одной из новостроек,

присмотреть подходящее жилье. Дескать, нехорошо встречать в маленьком стареньком домике журналистов, иностранных гостей, да и что можно подумать о руководстве предприятия, который такого заслуженного человека оставляет жить в более чем скромных условиях. Но Попова никогда не шла на переезд. Будучи в курсе куда более тяжелых, чем у нее условий проживания других семей, она твердила одно: как я потом буду смотреть в глаза людям, у которых 12 детей, а они живут в бараке и без всяких перспектив на переезд? Как я смогу представлять интересы тех, кому сейчас хуже, чем мне?

Правда, случалось, когда Марии Георгиевне волей – неволей приходилось пользоваться своим статусом в «личных» целях. Было это, то ли ранней весной, то ли поздней осенью. Ожидали в Находке очередного высокого начальника из крайкома, который выразил желание лично увидеть, как живет делегат съездов ЦК КПСС. А, надо прямо сказать, чистота улицы частного сектора, как правило, поддерживается лишь силами проживающих на ней людей. Вот на такой улице жила (и живет до сих пор) наша героиня. Мария Георгиевна в тот день была на смене, о приезде гостя домашних предупредила по телефону. А местные чиновники решили подстраховаться и улицу, ведущую к дому Поповой облагородить. Тут же нагнали технику, усилили бригаду рабочих с метлами. Словом, подготовились достойно. Соседи потом долго Марию Георгиевну добрым словом вспоминали, говорили: «Маша, ты только адрес проживания не меняй!». А как-то раз и того больше – решили провести в дом Поповых централизованное отопление: инженеры поработали, проект подготовили, даже трубы привезти успели. Мария Георгиевна тогда все нарадоваться не могла – всю улицу централизованным отоплением обеспечит! Но, не тут-то было! Вскоре выяснилось – подводить планировали только в ее дом. Узнав об этом, Попова наотрез отказалась: или во все дома на этой улице проводите или никому! С мужем после того случая тяжелый разговор состоялся, но она твердо стояла на своем. Так и не случилось «в личных целях» отопление провести.

В 1975 г. довелось Марии Георгиевне побывать в составе советской делегации от КПСС на XXII съезде коммунистической партии Франции, в Париже. Возглавлял группу Кириленко А.П. Член Политбюро, непререкаемый авторитет, третий человек в партии! С 1966 года Андрей Павлович командовал советской промышленностью, в кабинете не сидел, а бросался в гущу народа, туда, где великие стройки. В Париже помимо официальных выступлений на съезде, предполагались и экскурсии по достопримечательностям Парижа. Андрей Павлович по-отечески опекал Марию Георгиевну во время поездки. А по возвращении домой, Марию Георгиевну ждали новые задачи, которые нужно было решать незамедлительно.

В Находке на территории Рыбного порта работала, жестяно-баночная фабрика, основанная еще в 1953 году. А в декабре 1983 в районе мыса Астафьева была введена в эксплуатацию новая фабрика мощностью 500 миллионов условных банок в год. И все бы хорошо, но люди, работавшие на старой фабрике, уже успели обзавестись квартирами, местами в детских садах и школах, расположенных в районе Рыбного порта и менять место работы на «далекий» район мыса Астафьева – мало кто решался. Да и как менять? Не было тогда никакой инфраструктуры рядом с новой ЖБФ, и люди стали увольняться. Тогда-то к Марии Георгиевне и обратились представители ГК КПСС и крайкома с просьбой решить вопрос с созданием жилой зоны рядом с новой фабрикой, используя ее хорошее знакомство с Кириленко А.П., который на тот момент курировал строительную отрасль. Попова, собрав весь пакет документов, пришла на прием к Андрею Павловичу. Тот отлично помнил Марию Георгиевну по заграничной командировке, тепло встретил. И проблема со строительством нового жилого микрорайона в районе жестяно-баночной фабрики была благополучно решена. Так, во многом, благодаря Марии Поповой, был возведен жилой район вокруг НЖБФ. А Андрей Павлович еще какое-то время держал на контроле поставленную находкинцами задачу. На адрес Поповых присылал поздравительные открытки к праздничным дням. С первым же посланием случился веселый эпизод. Мария Георгиевна заметила у ворот дома двух товарищей, что называется, в штатском. Оказалось, их любопытство было связанно именно с депешами от Кириленко. Людей из органов взволновало: а почему, столь важная персона, как Кириленко, шлет открытки приморской крановщице? Мария Георгиевна, чтобы не будоражить воображение досужих комитетчиков, предложила им самим получать за нее на почте всю подобную корреспонденцию и ее по таким пустякам не беспокоить.

Как член ЦК КПСС, и как Герой Социалистического труда Попова получала несметное количество писем с просьбами и наказами. Какие могла, решала сама, с другими – обращалась в разные инстанции. Чаще всего, просьбы были серьезные, но без курьезных тоже не обходилось. Так, одна мамочка девушки на выданье, зная, что живет Мария Георгиевна в городе, где основную часть населения составляют моряки, просила подыскать для ее чада хорошего мужа.

На одном из съездов ЦК КПСС, коллега Марии Георгиевны познакомил нашу героиню с выдающимся скульптором Львом Ефимовичем Кербелем. Знакомство состоялось во время одного из перерывов между партийными заседаниями. Причем, Льву Ефимовичу было предложено угадать, кем работает в далеком городе Находка Мария Попова. Скульптор выдвинул предположение – врачом или педагогом. Мария Георгиевна пошутила: берите выше, я на представителей этих профессий смотрю сверху, я – крановщица. Кербель был удивлен таким поворотом и тут же предложил сделать бюст привлекательной крановщицы. Л.Е. Кербель – монументалист по призванию. Он автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих городах страны и за рубежом. Широко известны созданные Кербелем памятники кораблестроителям у Речного вокзала в Москве, профессору И.М. Сеченову, маршалу Ф.И. Толбухину, ополченцам Фрунзенского района Москвы, медикам – героям Великой Отечественной войны в Москве и много других работ. Из 6 тысяч заседавших делегатов съезда, скульптор выбрал именно нашу Машу. Проблема заключалась в том, что делегация дальневосточников должна была уезжать на следующий день, то есть времени для позирования просто не оставалось. Руководителем группы был Ломакин Виктор Павлович, первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС в 1969-1984 гг. Узнав о том, что портрет нашей землячки хочет ваять такой выдающийся художник, разрешил Марии Георгиевне задержаться в Москве еще на пару дней. Правда, с оговоркой – отзваниваться, а то «знаем мы этих художников»… Но после того, как Мария Георгиевна побывала в мастерской Кербеля, познакомилась с его женой и в полном восторге рассказала Ломакину о теплом приеме, Виктор Павлович спокойно уехал домой, а Мария Георгиевна несколько дней побыла моделью. Сейчас работа выдающегося скульптора хранится в архивном отделе администрации Находкинского городского округа.

А однажды в Москве Мария Попова познакомилась с Героем Социалистического Труда, старшей крановщицей морского торгового порта Министерства морского флота СССР … Марией Поповой! Любопытный случай – тезки, коллеги, сверстницы. Обеим 7 марта 1960 года Указом Верховного Совета СССР, с формулировкой «в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность» были присвоены звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Небольшая разница в возрасте, разные отчества – Георгиевна – Антоновна, и порты Находкинский – Калининградский! Мария Георгиевна не большой поклонник писать письма, но с Марией Антоновной все же переписывалась – тезка оказалась замечательной женщиной.

Вот такая она наша Героиня. Каких только событий не было в ее жизни! Было и над чем погоревать, и над чем посмеяться. Сама Мария Георгиевна считает свою жизнь счастливой. Всегда рядом был любящий и понимающий муж, выросли отличные сыновья, удалось помочь многим людям, обратившимся к ней за помощью.

И пусть завистники, которых на ее жизненном пути было немало вспомнят, что все рождаются одинаковыми, и право на счастье тоже у всех одинаковое. Только одни могут быть счастливыми по-своему, они могут летать и сворачивать горы. Другие же твердо знают, что они не созданы для полета, потому что у них нет крыльев за спиной, и горы не сдвинутся по их желанию.

Материал для публикации подготовлен главным хранителем фондов Доброгорской И.Л. и специалистом по учету музейных предметов Черыковой О.В.

Источник

Присоединяйтесь к нам
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
✔️ Новости Находки