Быть ли угольному бунту на КПД?

Новости

Новый очаг народного возмущения деятельностью стивидоров появился в Северном микрорайоне Находки

Пока краевое и федеральное руководство вот уже год пытается, с одной стороны, принудить стивидоров соблюдать законы, а с другой, обуздать нарастающую в Находке волну народного протеста, администрация города «не заметила» появления нового угольного «нарыва» и откровенно не знает, что с ним делать.

Глава администрации Находки Андрей Горелов вместе со своими заместителями и руководителями разных управлений вот уже два месяца встречается с трудовыми коллективами и жителями города в разных микрорайонах. Причина такой активности понятна и известна, но не о ней речь. Куда более любопытна тенденция, складывающаяся на этих встречах, — совершенно разных по территориям, численности и социальному статусу присутствующих, но неизменно «жарких», несмотря на непривычно холодную зиму.

При всех прочих схожестях, одна тема поднимается практически везде — угольная пыль. Но, что интересно, до недавнего времени эта проблема была крайне острой, в основном, для жителей Астафьева. Для остального же города это, скорей, не очень комфортная неприятность. Возможно, поэтому население, хотя и сочувствовало обитателям мыса, но активно к протестам не подключалось. Однако этой зимой появился ещё один очаг возмущения, по накалу ничуть не уступающий астафьевскому. Это микрорайон КПД.

Всё потому, что здесь, в «Сухом порту» на трансконтейнерной площадке станции «Находка» компания ООО «Трансэкспорт» всего в нескольких сотнях метров от жилых домов организовала перевалку угля. Здесь его вываливают из железнодорожных вагонов (что уже поднимает тучи черной пыли), а затем экскаватором грузят на автомашины и везут в сторону центра города. Как утверждают местные жители, для всё того же терминала Астафьева. Прошлой зимой, когда всё только началось, жители микрорайона ещё не до конца осознали масштаб бедствия. Да и летом-осенью 2017 года, благодаря розе ветров, угольная пыль не настолько явно себя проявляла. Зато зимой нынешней на КПД ощутили все «прелести» открытой перевалки. Черный снег. Черные подоконники и полы в квартирах. Черное белье после сушки на открытом воздухе. Словом, полный комплект.

Усугубляет ситуацию то, что здесь — в считанных метрах от перевалки — находятся водозабор, гормолокозавод и здесь же работает мясокомбинат. Все — внутри санитарно-защитной зоны. Учитывая, насколько легко угольная пыль проникает даже через пластиковые стеклопакеты, можно с высокой долей вероятности предположить, что вся продукция приправлена угольком. Тем более, что этими пакетами закрыто не всё производство продовольствия. Добавляет адреналина для того же мясокомбината то, что и его трансформаторная подстанция щедро присыпана легковоспламеняющейся пылью. Любая искра или короткое замыкание могут стать причиной аварии.

Руководство комбината неоднократно обращались во все возможные надзорные и контролирующие инстанции — Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратуру. По этим обращениям на пылящий порт налагались штрафы. Взыскания по нынешнему законодательству мизерные по сравнению с прибылью, получаемой стивидорами. Потому в результате ничего не менялось: как пылили, так и пылят. Уголь отсюда везётся через весь город на машинах, припорашивая улицы Находки в однотонные цвета. Днем и ночью. Ночью и днем. Сотни грузовиков ежесуточно. Как полагают местные жители, подтверждают экологи и что признает горадминистрация, перевалка ведется без разрешения, с постоянным наращиванием объёмов. Сейчас ведётся строительство эстакады, с введением которой масштабы перевалки, согласно экспертным оценкам, увеличатся в разы.

КПД — депрессивный район города. Как говорят сами жители, только и была раньше одна радость — чистый воздух. Но сейчас и ее нет. Причем, за две зимы проблема угольной пыли настолько достала жителей, что они готовы (по крайней мере, на данный момент) смириться с разбитыми дорогами и неблагоустроенной территорией, но добиваться запрета перевалки угля.

Прошедшая в последний день зимы встреча руководителей администрации с жителями КПД не обнажила проблему. В конце концов, угольная пыль, по меньшей мере, год не сходит с повестки дня. Но общение с населением микрорайона стало откровением для руководства города. В своем желании мотивировать жителей Северного микрорайона к участию в голосовании 18 марта, Горелов сотоварищи нарвались за крайне негативное и по понятным причинам агрессивное отношение горожан. Более того, находкинцы показали, что они не желают больше слышать общие слова и пустые обещания «разобраться с проблемой». Их больше не устраивают отмазки Горелова, что он-де тут не при чём, и что-де полномочий у него нет, и вообще он сам страдает так же, как и сами жители КПД.

Даже обещанные «пряники» в виде превращения пустыря в сквер и благоустройстве дворов не смогли снизить накал негодования. Местные жители не желают гулять в пока ещё умозрительном сквере и даже на обещанных детских площадках, если всё это благоустроенное великолепие будет постоянно присыпаться угольной пылью. Более того, они требуют сперва убрать перевалку, а только потом — быть может, если результат устроит — готовы разговаривать с властью о чём бы то ни было.

Угольная тема в той или иной форме заняла треть, если не половину всей трёхчасовой встречи. И всякий раз, когда казалось, что этот вопрос больше не будет подниматься, его в той или иной интерпретации задавали снова и снова.

Кто дал разрешение на организацию перевалки угля на станции «Находка»? Кто позволил вести перевалку угля в непосредственной близости от предприятий, производящих продукты питания, и всего в нескольких сотнях метров от жилых домов? Почему перевалка угля осуществляется примитивными методами без организации хотя бы элементарных мероприятий по пылеподавлению?

В ответ всё, на что оказались способны явно растерянные руководители, это говорить о поданных запросах в госорганы — Росприроднадзор, Роспотребнадзор и Росреестр. Что надо дождаться результатов их проверок и исполнения поручения губернатора, на чьём контроле вопрос стоит. И что перевалка угля — это вообще не компетенция администрации городского округа.

Негодование жителей буквально вынудило Горелова заявить о перевалке угля на КПД следующее: «Я с вами абсолютно согласен, что это неправильно и незаконно». И тут же стал кивать на «соответствующие контролирующие органы». Но если это незаконно, то почему до сих пор руководство города не возмутилось, не воспротивилось, не поставило вопрос перед прокуратурой? Может, потому, что именно глава города полтора года назад подписал постановление о подготовке участка под нужды «Терминала Астафьева»? Получается, что если бы не возмущение находкинцев, то незаконная деятельность так бы дальше и продолжалась?

И точно так же получается, что администрация города в целом и её глава в частности намерены ждать, когда кто-то — Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, прокуратура и т.д. и т.п. — исполнят поручение губернатора, а сами они ничего для исполнения этого поручения делать не собираются, потому как не их компетенция? Хотя, учитывая прямую причастность Горелова к появлению угля на КПД, администрации наоборот надо бы побыстрее закрывать здесь перевалку, чтобы вышестоящее руководство не предъявило ей законных претензий.

Сегодня, действительно, краевыми и федеральными властями и органами ведется активная работа по изменению ситуации с перевалкой угля. Многочисленные совещания с участием федеральных чиновников из администрации президента и правительства России, а также губернатора и его заместителей, вроде бы сдвинули решение проблемы с мертвой точки. Хотя угольные стивидоры по-прежнему к их приезду засыпают угольную грязь свежесгенерированным снегом и приостанавливают работы. Но лишь для того, чтобы сразу после отъезда «больших начальников» продолжить перевалку с удвоенной силой.

Тем не менее, по итогам последнего визита «московского гостя» — замминистра транспорта Виктора Олерского и врио губернатора Андрея Тарасенко почти со всеми компаниями, переваливающими уголь в НГО, ситуация, похоже, начала меняться. Позицию краевых и федеральных властей можно назвать «принуждением к миру» в отношении стивидоров, которых поставили перед фактом — либо они быстро и без каких-либо предварительных условий делают все, чтобы угольная пыль перестала портить жизнь горожанам, либо их деятельность в этом сегменте рынка будет прекращена. Откупиться детскими площадками и озеленением уже не получится.

В результате, в течение недели были заключены соглашения между краем, городом и стивидорами, по которым последние берут на себя серьёзные природоохранные обязательства. Нарушителей же ждут уже не копеечные штрафы, а приостановка деятельности (чреватая, что естественно, многомиллионными потерями для бизнеса), а также административное и уголовное преследование. Шутки кончились и для горадминистрации, которая теперь не сможет делать вид, что бессильна и ни за что не отвечает.

Вопрос лишь в том, будут ли эти жесткие условия применены в отношении угольной перевалки в районе КПД в рамках общей кампании по борьбе с угольной пылью? Или же жителям Северного микрорайона, чтобы добиться этого, нужно устроить массовые акции протеста, по примеру земляков с мыса Астафьева? Пока они такой активности не проявляют, ограничившись обструкцией, устроенной городская администрации на встрече. Во всяком случае, экологический митинг 3 марта на площади Красных партизан был малочисленным во многом по причине отсутствия находкинцев с КПД. Но если городская администрация и лично Горелов не начнет что-либо делать с перевалкой, спальный район проснется, и негодование его жителей выплеснется на улицы Находки.

Источник

Присоединяйтесь к нам
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
✔️ Новости Находки